Участницы сессии «Роль женщин в развитии территорий Дальнего Востока», которая прошла в рамках Восточного экономического форума, обсудили важность поддержки сотрудниц крупных компаний и предприятий. Спикеры предложили развивать корпоративный демографический стандарт в регионах, давать преференции компаниям с семейно-ориентированной политикой. Только такие меры позволят улучшить качество жизни в макрорегионе и привлечь новых жителей.
Одним из ярких примеров семейно-ориентированного бизнеса является ГК «Магнит». Это крупнейший омниканальный ритейлер России по числу торговых точек, представленный в 72 регионах страны, включая Дальний Восток. Выступая на сессии Анна Мелешина, управляющий директор ГК «Магнит», заявила, что женщины — основа устойчивого развития компании, а Дальний Восток является для ритейлера стратегически важным регионом развития.
— В 2024 году «Магнит» приобрел 33% долей в «Самбери» — лидирующей розничной сети Дальнего Востока. На протяжении 20 лет ключевую роль в становлении и развитии «Самбери» играют женщины, составляющие сегодня 77% от всего персонала, это 7 305 сотрудниц. Женщины заняты во всех направлениях: розница, производство, логистика, ИТ. При этом более половины руководящего состава — 71% — это представительницы прекрасного пола, в том числе на позициях уровня заместителей генерального директора, — рассказала Анна Мелешина.

По ее словам, высокая доля женского участия в управлении и операционной деятельности «Самбери» является результатом системного подхода компании к развитию человеческого капитала. В рамках кадровой политики реализуются программы карьерного и профессионального роста, предоставляются гибкие графики работы, бесплатный трансфер к месту занятости, возможность бесплатной переквалификации внутри компании, поддержка матерей в виде подарков детям, well-being-проекты.
— Мы продолжаем развитие сети и открываем стратегически значимые для региона объекты. Это создает новые возможности для женской занятости в высокотехнологичных сферах. Например, в 2027 году планируем запустить в Приморском крае современную фабрику-кухню с инвестициями более 1,5 млрд рублей и объемом выпуска 14 тонн готовой продукции в сутки продукции, — говорит эксперт.
Учитывая рост спроса на готовые блюда и продукты с фокусом на здоровое питание, женщины выступают ключевыми фигурами как в цепочке создания, так и в структуре потребления. Ожидается, что не менее 80% из 320 новых рабочих мест на новой фабрике-кухне будет занято женщинами, в том числе в профессиях, связанных с технологией производства, разработкой рецептур, контролем качества и другими.

Среди преференций для бизнеса со стороны государства в сфере поддержки семей координатор проекта ЕЖФ «Женщины в социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Арктики» Эльвира Нургалиева назвала три составляющие:
Опережающее развитие экономики. Это особые территории с преференциальным режимом. Участники: резиденты программы «Дальневосточный гектар» и социальный бизнес
Демографическая задача. В решении задачи увеличения численности населения Дальнего Востока сложно недооценить роль женщин в демографии. Важна системная поддержка при рождении второго и третьего ребенка, а также вовлеченность отцов в семейную жизнь
Развитие социальной сферы. Доступность медицинской помощи и образования для жителей отдаленных районов региона
В продолжение дискуссии о поддержке семейно-ориентированного бизнеса депутат Госдумы Сардана Авксентьева напомнила выступающим о корпоративном демографическом стандарте, утвержденном в июле 2025 года. По ее мнению, нужно выбрать пилотный регион попробовать реализовать в полной мере все преференции для предпринимателей на местах.
Тем временем, чтобы получить новые возможности для развития бизнеса, компании могут заявить о себе на конкурсе «Лидеры в интересах женщин». Каждый участник может рассказать об уже существующих корпоративных программах и проектах поддержки женщин. Заявки принимаются до 30 сентября.