Выпускница программы «Женщина-лидер» рассказала о работе пилота

9 февраля отечественной гражданской авиации исполняется 100 лет.

Выпускница программы «Женщина-лидер» рассказала о работе пилота. Светлана Слегтина

Светлана Слегтина

С каждым годом среди работников отрасли увеличивается количество женщин. Команда портала ЕЖФ узнала у пилота гражданской авиации Светланы Слегтиной, как она освоила эту профессию, сколько времени провела в небе и чем занимается в политике.

Выпускница программы «Женщина-лидер» рассказала о работе пилота. Светлана Слегтина

Светлана Слегтина

Почему вы решили стать пилотом самолета?

Все произошло случайно. К 8 классу окончила художественную школу в Мичуринске, стала лауреатом международного конкурса, московский вуз отправил приглашение для поступления — я собиралась стать архитектором. Но однажды услышала, как одноклассник рассказывал, что прыгнул с парашютом. Попросила отвести меня в ту секцию. В итоге совершила 25 прыжков. Пилоты АН-2 увидели, что я заинтересовалась, как устроен самолет, и предложили попробовать поступить в летное училище в Рязанской области.

Сложно было поступить в летное училище?

Было непросто морально и физически. Пришлось пройти многоступенчатый отбор. Во время медкомиссии каждый врач говорил о том, что мне не место в авиации, что государство потратит на меня 3 миллиона, а я уйду в декрет и летать не буду. Когда проверяли физподготовку, девушек не щадили: нужно было уложиться в нормативы с точностью до секунды.

Во время профессионального тестирования задавали каверзные вопросы. Так определяют темперамент, отношение к работе, уровень внимательности, стрессоустойчивости. Психиатр сказала мне, что я не гожусь для этой профессии, потому что слишком женственная для авиации, где нужны люди крепче и выносливее. А директор летного училища на собеседовании заявил, что мне больше подходит подиум, чем кабина самолета. Насколько я знаю, сейчас в летных училищах уже нет таких предрассудков.

Что в обучении далось сложнее всего?

По складу ума я гуманитарий, люблю литературу, иностранный язык, интересуюсь политологией, историей, географией. А в училище с первого курса нам начали преподавать аэродинамику, аэронавигацию, авиационную метеорологию. Первый семестр училась с «двойки» на «тройку»: не могла понять, что от меня хотят. Однажды в кабинете увидела огромный двигатель АШ-61, который был больше меня в 2 раза, поняла, что не могу разобраться, как работают все эти цилиндры, поршни, свечи. Оставалась после занятий в библиотеке, читала специальную литературу, и постепенно мозг «перестроился».

В 20 лет — сразу после училища — вы отправились набираться опыта в Красноярский край. Вспомните самые яркие впечатления.

Считаю, именно региональная авиация научила меня работать и брать на себя колоссальную нагрузку. У нас в самолете не было вспомогательной силовой установки, которая обогревает салон. Пилот устанавливал ее своими руками. Я сама заправляла самолет, грузила багаж, принимала пассажиров на борт — и все это надо было успеть сделать за 40 минут — столько длилась стоянка.

Летала по самым отдаленным территориям края, куда сложно добраться другим транспортом, — в Подкаменную Тунгуску, в Туруханск, Игарку. Те полеты запомнились больше всего.

Сейчас вы — за штурвалом Боинга-777. Когда переходили с региональных рейсов на международные, была дополнительная подготовка?

Пришлось изучить и запомнить множество нормативных документов, где описаны все системы самолета, правила по эксплуатации судна, принятые в разных странах. Если сложить эти инструкции вместе, то получится 10–12 томов «Войны и мира».

Чтобы управлять самолетом самостоятельно, пилот должен изучить тип воздушного судна, пройти десятки экзаменов, тестирований, в том числе на тренажерах. Очень тяжело было распознавать речь диспетчеров из разных стран — из-за акцента. В Лондоне, Париже, Въетнаме английский звучит по-разному. Со временем, как у нас говорят, «ухо привыкло».

А где вы успели побывать, благодаря своей работе?

Я пересекала Атлантический и Тихий океаны в обе стороны. Посетила 20 столиц мира, во многих была по несколько десятков раз. Пилоты остаются в командировках от 1 до 3 дней, есть время посмотреть город.

Сколько времени вы провели в небе?

Всего за 10 лет налетала 5 тысяч часов. То есть к 30 годам я пробыла в небе около 7 месяцев — почти столько же проводят космонавты на борту МКС.

На ваш взгляд, насколько профессия пилота стала доступней для женщин за последние несколько лет?

Эта профессия становится все популярнее среди девушек. Например, в 2010 году, когда я поступала в летное училище, из 150 студентов девушек было всего 3. А сейчас на каждом курсе их учится по 40–50. Многие из них — бывшие бортпроводники: то есть выбрали специализацию не случайно. И с каждым годом количество девушек-пилотов растет. Например, в штате самого крупного национального перевозчика — компании «Аэрофлот» — нас уже 80 из 3 тысяч сотрудников.

Вы еще и депутат Тамбовской областной думы. Какие проекты развиваете в родном регионе?

Планировала продвигать идею развития региональной авиации в области, но сейчас более востребованным оказалось другое направление. Много людей стало обращаться по социальным вопросам: качеству школьного питания, начислению коммунальных платежей и другим случаям.

Как политик, я приняла участие в первом международном потоке программы «Женщина-лидер». Идеи нашей и других команд решила распространить в Тамбовской области. Вместе с молодежным парламентом планируем реализовать проект по развитию регионального туризма: с помощью приложения жители и гости Тамбова смогут узнать, как выглядели сохранившиеся старинные здания сто лет назад. Весной начнем проект «100 дней спорта», он объединит фитнес-тренеров, они будут проводить спортивные занятия в парке для всех желающих.