На сессии «Цифровая трансформация социальной сферы: сервисы и коммуникации» генеральный директор Аналитического центра НАФИ, координатор проекта Совета ЕЖФ «Исследование социально-экономического положения женщин: российский и международный опыт» Гузелия Имаева презентовала результаты нового исследования. Его цель — оценить востребованность цифровых государственных услуг, определить преимущества, из-за которых все больше жителей страны переходят «в цифру», а также зафиксировать барьеры для появления новых пользователей государственных сервисов.
Гузелия Имаева
74% опрошенных предпочитают получать госуслуги онлайн. Активнее цифровыми сервисами пользуются женщины — их 76%. Чаще всего это молодежь в возрасте от 25 до 34 лет — 81%.
Наибольшим спросом у россиян пользуются сервисы, связанные со здравоохранением, 57% опрошенных записываются на прием к врачу через онлайн-регистратуру, оформляют направления на госпитализацию онлайн. На втором месте по востребованности — услуги, связанные с налогами и сборами: узнай свой ИНН, запись на прием, проверка налоговых задолженностей — ими пользуются 55% опрошенных. На третьем месте — социальное обеспечение: 43% россиян оформляют социальные выплаты, пенсии или получают материнский капитал онлайн. Менее всего востребованы цифровые сервисы в области образования и культуры.
За год на 40% возросла интенсивность взаимодействия россиян с государством через онлайн-каналы — аналитики считают это значительным изменением. Прирост происходит в основном за счет аудитории в возрасте до 35 лет — ее доля составляет 45% от количества опрошенных.
Молодежь предъявляет к цифровым платформам самые высокие требования, отмечают исследователи. Это подтверждает статистика по цифровому банкингу. Наиболее активными пользователями таких сервисов являются россияне от 18 до 24 лет: 75% используют либо мобильные приложения банков, либо интернет-банк. Такой же процент молодых пользователей отмечает принципиальную важность скорости работы и безопасности банковских приложений. Больше половины опрошенных — 55% — выделяет в качестве преимущества цифровых госуслуг — возможность не тратить время на поездку в ведомство и очереди. Кроме того, пользователи отмечают высокую скорость обработки документов (39%), возможность получить большинство услуг в одном приложении (39%), их высокую доступность для широкой аудитории (34%), возможность получить онлайн-консультацию при возникновении вопросов (24%) и отсутствие бюрократических проволочек (22%).
Главным фактором, который мешает использовать цифровые государственные сервисы более активно, по мнению самих россиян, является низкая цифровая грамотность пользователей — так считают 43% опрошенных. Аналитики рекомендуют специалистам, которые занимаются цифровизацией госуслуг, усилить образовательную работу с потенциальными и действующими пользователями, особенно с россиянами старше 55 лет, применять новые форматы объяснения механизмов работы онлайн-сервисов, чтобы повысить доверие к ним.
Почти треть россиян не в полной мере доверяет цифровым государственным сервисам, потому что опасается утечки персональных данных. Авторы исследования предлагают операторам госуслуг доступно транслировать пользователям, что их данные защищены — например, выводить эту информацию на баннеры государственных сайтов, направлять в рассылках и так далее.
Элина Исагулова
Одним из проверенных цифровых сервисов сегодня является бесплатная платформа для учебы и общения «Сферум», созданная компанией VK, рассказала участница сессии, вице-президент VK по B2B-коммерции и операционному управлению, член Совета ЕЖФ Элина Исагулова.
Платформа призвана сделать традиционное образование более современным и технологичным. Она представляет собой закрытое цифровое пространство для педагогов, учеников и их родителей. Попасть в учебный чат можно только по ссылке-приглашению или QR-коду от педагога. В учебном профиле нет рекламы, спама и платных сервисов. На платформе размещены видеоуроки в высоком качестве, учителя, ученики и их родители могут общаться в чатах из электронного журнала и дневника, совершать онлайн-звонки и обмениваться файлами. В ряде регионов разработчики запустили мини-приложение «Электронный дневник» — в нем ученики и родители могут следить за оценками, просматривать расписание и домашние задания.
Опыт создания платформы «Сферум» эксперты ЕЖФ рекомендуют использовать в качестве образца разработчикам цифровых онлайн-сервисов.