С 56,3% до 61,2% повысилась финансовая активность россиян за минувший год. Об этом говорят результаты исследования 5 волны Индекса сберегательно-инвестиционной активности россиян (ИСИАР), которое регулярно проводят команды НИФИ Минфина России, проекта Совета ЕЖФ «Исследование социально-экономического положения женщин: российский и международный опыт» (Аналитический центр НАФИ) и Промсвязьбанка.
Фото freepik.com
Комментируя его итоги, координатор проекта Совета ЕЖФ «Женское лидерство в инвестициях», старший вице-президент, директор по внешним связям ПСБ Вера Подгузова отметила, что грамотность в вопросах распоряжения личными средствами — это первый этап перехода к финансовой культуре:
«Исследование ИСИАР фиксирует значительный рост финансовой грамотности среди россиян — это отражается в повышении сберегательной активности, росте доверия к кредитным организациям, а также — в относительно новом для России явлении: активном вовлечении детей в обсуждение финансовых вопросов в семьях», — рассказала Вера Подгузова.
По данным исследования, 48% российских родителей обсуждают со своими детьми вопросы, связанные с финансами, 53% инициаторов обсуждений — женщины.
Социологи дополнительно исследовали особенности управления финансами в российских семьях:
Вера Подгузова отметила, что зафиксирован заметный рост доли граждан, делающих сбережения, в то же время доля людей с опытом инвестирования за последний год не изменилась:
— Это можно объяснить как объективными факторами: на фоне динамики ключевой ставки люди чаще выбирают классические банковские сберегательные инструменты, которые в текущей конъюнктуре выглядят стабильнее и доходнее инвестиций в инструменты фондового рынка, так и субъективными установками и заблуждениями граждан относительно барьеров и сложностей инвестирования, — сказала Подгузова.
Знают хотя бы один способ инвестирования 88% граждан, при этом за минувший год лишь 17% им воспользовались. У 89% женщин из этой группы опрошенных не было опыта инвестирования.
Сбережения, согласно отчету об ИСИАР, делают 46% россиян. Замеры показали существенную разницу в зрелости финансового поведения среди инвесторов и людей без такого опыта.
Аналитики предлагают проводить массовые образовательные кампании по финансовой грамотности, управлению рисками и планированию личных финансов с акцентом на инвестиционные инструменты. Также важно, по мнению экспертов, развивать мобильные приложения, которые обеспечат доступ к финансовым инструментам даже в отдаленных регионах, популяризировать облигации и страховые накопительные программы и в целом — продвигать культуру долгосрочных финансовых целей и заботы о собственном будущем.