Большинство молодых россиян хотели бы стать лидером в своей профессиональной сфере. При этом во взглядах юношей и девушек на достижение лидерства наблюдаются заметные различия. Так, юноши в 3 раза чаще ценят славу и успех и в 2 раза чаще связывают лидерство с молодым возрастом. Девушки, в свою очередь, более требовательны к компетенциям, которые должны быть у потенциального лидера, и значительно чаще подвержены личным страхам и боязни ответственности.
Аналитический центр НАФИ ко Дню студента представляет результаты исследования о взглядах российской молодежи на достижение лидерства: насколько молодые россияне ценят славу и успех, а также какие мировоззренческие различия по вопросам лидерства есть между девушками и юношами*.
* Всероссийский опрос молодежи проведен Аналитическим центром НАФИ в декабре 2022 г. Опрошены 1000 человек в возрасте 18-35 лет. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует молодое население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.
В пирамиде ценностей российской молодежи на первом месте стоят здоровье и благополучие близких (70%), любовь и личные отношения (43%), карьера (38%) и материальная обеспеченность (37%). Слава, успех и общественное признание важны каждому десятому (10%) и занимают одно из последних мест в шкале жизненных ценностей молодых людей. Среди юношей ценителей славы и успеха в 3 раза больше, чем среди девушек (15% и 5% соответственно).
79% молодежи имеют наглядные примеры достижения лидерских позиций людьми из близкого окружения, при этом девушки заметно выше оценивают преимущества, которые есть у таких людей:
При этом возможность достичь успеха юноши в 2 раза чаще связывают с возрастом (17% против 9% девушек, для которых возраст не воспринимается ни фактором достижения лидерства, ни преградой к нему). А девушки значительно чаще предъявляют повышенные требования к личным компетенциям, которые должны быть у человека, стремящегося стать лидером. Ярче всего это заметно в отношении коммуникативных навыков, финансовой грамотности и умении делегировать ответственность. Доли девушек, которые считают, что без этих качеств невозможно стать лидером, на 14 п.п. больше, чем доли юношей (64% и 50%; 64% и 50%; 41% и 27% соответственно).
Подавляющее большинство молодых россиян (92%) хотели бы занимать лидирующие позиции в своей сфере. Не заинтересованы в лидерстве только 5% опрошенных. При этом среди девушек подобное нежелание встречается в 2 раза реже, чем среди юношей (3% и 7% соответственно).
Девушки не только чаще ориентированы на лидирование в своей профессиональной области, но и с большей уверенностью оценивают уже имеющиеся у них навыки, которые могут позволить им добиться успеха. Исключение составляют ИТ-компетенции и критическое мышление (доля девушек, которые заявляют о хорошем уровне владения компьютером на 3 п.п. меньше, чем юношей – 43% и 46%; в отношении критического мышления этот разрыв еще больше – на 8 п.п. – 33% девушек против 41% юношей).
Молодые россияне заявляют, что в достижении лидерства им могли бы помочь программы дополнительного образования (49%), поддержка семьи (41%), материальные стимулы, а также мероприятия, на которых можно найти единомышленников (по 37%). При этом девушки в большей степени выражают запрос на образовательную и финансовую поддержку.
Барьерами к успеху молодых россиян чаще всего становятся собственные переживания (55%), трудности в коммуникации с членами команды (30%), предвзятое отношение со стороны окружения, связанное с возрастом (25%) или полом (17%). Юноши больше переживают за сложности в коммуникации с другими членами коллектива (31% против 28% среди девушек), а девушек значительно чаще на пути к лидерству останавливают собственные страхи, например, боязнь того, что они не справятся с ответственностью (65% девушек против 44% юношей).
«Полученные в ходе исследования данные наглядно демонстрируют, что помимо узкоспециальных знаний и компетенций большую роль в достижении лидерских позиций играют навыки, отвечающие актуальным требованиям современного рынка труда – эффективная коммуникация, финансовая грамотность, профессиональная этика, критическое мышление, умение быстро искать достоверную информацию. Запрос молодежи на развитие подобных компетенций безусловно необходимо учитывать при формировании образовательных программ в вузах. Включение в учебный план треков с фокусом на развитии soft skills повысит уверенность студента по выпуску из образовательной организации, сделает его более востребованным со стороны работодателей. Позитивным вкладом вузов в формирование поколения молодых лидеров может также стать предоставление студентами возможности получить консультационную поддержку психолога или специалиста по профессиональному развитию, так как субъективные страхи и неуверенность в собственных силах молодых специалистов, в особенности девушек, являются главным барьером к выстраиванию карьерных траекторий, ориентированных на достижение лидерских позиций и максимально эффективную самореализацию в своей отрасли».