О трансформации отрасли говорили участники сессии «Модные тенденции и инновации в легкой промышленности» в рамках деловой программы Международного форума «Содружество моды» в Санкт-Петербурге.
За последний год отрасль показала хорошие темпы роста, отметила председатель Совета ЕЖФ Галина Карелова. Производство в первом полугодии 2023-го выросло почти на 20%, а по отдельным позициям, например, по производству текстильной продукции, — на 28%. Вместе с тем доля легкой промышленности в ВВП страны остается низкой — около 1%, что гораздо меньше, чем в соседних европейских и азиатских странах.
По словам Кареловой, кроме субсидий, общая сумма которых в этом году составит около двух миллиардов рублей, реализации лизинговых программ и промышленной ипотеки, приняты меры по закупкам сырья. В частности, в сентябре подписано Межправительственное соглашение с Узбекистаном о гарантированных поставках хлопковой пряжи. Есть поддержка со стороны законодателей — в Госдуму внесен законопроект «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».
Совет Евразийского женского форума участвует в проработке возможности поставок сырья из некоторых африканских стран. В рамках проекта «Женщины в легкой промышленности» сформирована команда из представителей госструктур, предпринимателей, ученых, которая готовит предложения по импортозамещению сырья, оборудования и комплектующих, внедрению научных разработок в производственные цепочки.
В 2022 году количество предпринимателей, которые решили заняться производством одежды, текстиля и обуви, в России выросло на 7,5 тысяч по отношению к 2021 году, сказано в ежегодном отраслевом отчете компании Fashion Consulting Group, рассказала генеральный директор Анна Лебсак-Клейманс. Малый и средний бизнес стал активнее включаться в госпрограммы по поддержке локальных брендов, которые стартовали с 2014 года, когда был объявлен курс на импортозамещение в экономике, развитие высоких технологий, а также на борьбу с контрафактом потребительской продукции. Поэтому уход иностранных производителей с российского рынка в меньшей степени повлиял на эту статистику.
Эксперты прогнозируют восстановление рынка модной индустрии на основе ключевых экономических показателей: ВВП, инфляции, уровня безработицы, цен на экспортированное сырье и других. По их мнению, позитивное развитие потребительского рынка ожидается уже в этом году, к 2025 году рост составит 4-6%.
Сегодня главными заказчиками и партнерами предприятий легкой промышленности являются локальные бренды. Среди направлений их развития — расширение крупных локальных розничных холдингов, которые запускают новые торговые марки (в среднем они растут на 30-50% за год, а некоторые в 2-3 раза); появление нового формата российских универмагов — они мультибрендовые (в 2022-м в России открыто более 30 таких магазинов); маркетплейсы как площадка продаж для локальных производств (80% продавцов — региональные предприниматели, Lamoda фиксирует 4-кратный рост спроса на отечественную продукцию).
Среди трендов в производстве легпрома на сегодня — использование технологий из сегмента outdoor (активный отдых, спорт на свежем воздухе) в выпуске пуховиков и обуви для города, отметил председатель правления Российской Оутдор Группы Алексей Гребцов. Например, применение высокотехнологичных мембран, сверхлегких тканей, синтетического утеплителя. Городской outdoor занимает 30-40% потребительского рынка в России. Те же технологии активно используют при производстве рабочей одежды для сотрудников компаний нефтегазовой отрасли.
Коллаборации брендов — еще один тренд в модной индустрии. Форумы, такие как «Содружество моды», формируют сообщество, участники которого могут прямо на площадке находить партнеров, договариваться о создании совместной продукции, подчеркнула основатель российского бренда одежды GM Chicas! Яна Пигуляк. Ее компания работает меньше года и выпускает удобную и яркую женскую одежду для дома в «дофаминовом стиле».
Участники встречи выразили заинтересованность в сотрудничестве с предприятием, которое одним из первых в стране переориентировалось на импортозамещение, — это хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы», который на рынке уже 203 года. До 2022-го предприятие работало в партнерстве со шведской компанией IKEA, а после ее ухода из России вернулось к выпуску текстиля для дома в прежних объемах, но со своим дизайном. В сотрудничестве с дизайнером Викторией Андреяновой «Шуйские ситцы» выпустили коллекцию одежды, которую презентовали на Неделе моды в Москве в прошлом году.
Предприятие изготавливает ткани под разные запросы. Во время пандемии выпускало комбинезоны с защитой от коронавируса для медиков, готово принять заказы на пошив детской одежды. Участники проекта Совета ЕЖФ «Женщины в легкой промышленности» предложили представителям компаний свою помощь в налаживании коммуникации с потенциальными партнерами, просчете сметы, организации совместного производства товаров.
Предприниматели и дизайнеры Ассоциации «Узтекстильпром» из Узбекистана заявили о готовности к новым совместным проектам с коллегами из России. Республика полностью отказалась от импорта хлопка, все сырье производит самостоятельно.
Соглашения между предприятиями стран СНГ для развития легкой промышленности будут заключены также на четвертом Евразийском женском форуме, на полях которого продолжится обсуждение направлений развития отрасли.