Актуальность
Легкая промышленность России как отрасль крупной фабричной индустрии была создана во 2-й половине 18 века. И уже к концу 19 столетия определяла индустриальное развитие России, занимая значительную долю в общем объеме промышленного производства. В 50–60-е годы 20 века СССР стал одним из мировых лидеров в легкой промышленности, ориентированной на экспорт. Было построено большое количество новых крупных предприятий.
Привлекательность отрасли для сотрудниц женского пола начала снижаться с 90-х годов, когда произошел резкий спад производства: масштабы выпуска разных видов продукции упали в разы. В настоящее время наблюдается постоянный дефицит кадров на фабриках (более 70 тысяч человек), а также растущий средний возраст сотрудниц (50–55 лет). При этом количество женщин в трудовых коллективах отрасли является преобладающим и это обусловлено применяемыми в отрасли технологиями. Например, доля женщин в секторе «Производство одежды» составляет 78%, в секторе «Производство трикотажных изделий» — 83%.
Для успешного развития отрасли принимаются комплексные меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности и технологического оснащения производства, повышение профессионализма персонала и внедрение в производство инновационных технологий.
Женщины могут предоставить новые идеи для развития бизнеса, а также разработать этичные и экологические концепции, которые привлекут широкую — в том числе международную — аудиторию потребителей. В настоящее время более половины емкости рынка легкой промышленности приходится на импорт. По итогам 2022 года он составил более 1 трлн рублей. Это объем производства, который возможно локализовать в России.
Цели проекта
- Формирование отраслевого женского сообщества
- Возрождение российского ДНК дизайна в легкой промышленности
- Формирование системы поддержки женских инициатив, направленных на инвестиции в легкой промышленности, в том числе обеспечивающих импортозамещение продукции
- Обеспечение принципов равного участия мужчин и женщин в глобальном управлении легкой промышленностью
- Популяризация профессий легкой промышленности среди женского населения, повышение имиджа профессий легпрома
- Сокращение дефицита женских кадров, занятых на предприятиях легкой промышленности
- Повышение доступности обучающих программ для женщин в получении специальности
- Активное вовлечение НИОКР в легкую промышленность
- Интеграция и сотрудничество с мировыми лидерами в области легкой промышленности, использование опыта ведущих разработчиков и производителей
- Развитие экологичного легпрома
Партнеры проекта
- Совет Федерации Федерального собрания РФ
- Минпромторг
- Фонд развития промышленности
- САФУ им. М.В. Ломоносова
- Институт нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева
- ПАО СБЕР
- ВЭБ.РФ
- ЦБП
- Российские производители текстильной продукции
Инструменты продвижения
- Широкомасштабные PR-акции, в том числе поддерживаемые или организуемые государством, по популяризации профессий легкой промышленности
- Формирование банка проектов для женщин в легпроме, содействие в привлечении инвестиций
- Анализ доступности образования, при необходимости увеличение количества бюджетных мест для женщин в образовательных учреждениях
- Государственная поддержка деятельности предприятий по подготовке кадров на производстве и в учреждениях образования на основании целевых контрактов, включая субсидирование соответствующих затрат, например, выплаты стипендий
- Формирование налогового режима для предприятий легкой промышленности в целях снижения финансовой нагрузки и повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках
- Широкая поддержка проектов женщин в сфере легпрома, включая предоставление грантов
- Поддержка деятельности предприятий по организации системы оказания женщинам медицинских услуг, оздоровительных мероприятий для женщин, предоставлению детских путевок в оздоровительные лагеря
- Внедрение системы дополнительной мотивации для релокации одиноких женщин, занятых в отрасли — она может включать субсидии на аренду жилья, субсидирование банковских процентов по ипотеке