Хранители: основатель родовой общины коренных малочисленных народов Севера обучает детей традиционным промыслам

В преддверии первого Форума женщин Севера, Сибири и Дальнего Востока, который пройдет в Санкт-Петербурге с 5 по 7 июня, рассказываем о женщинах, которые сохраняют традиции коренных малочисленных народов и бережно передают их следующим поколениям.

Хранители: основатель родовой общины коренных малочисленных народов Севера обучает детей традиционным промыслам

Анастасия Засухина выросла в суровых условиях Большеземельской тундры, которая примыкает к берегу Баренцева моря. Ее семья жила в Ненецком автономном округе, неподалеку от поселка Варандей. Отец мастерил сани, лодки, сбрую для собачьих упряжек. Вместе с ним охотилась на пушных зверей и рыбачила его жена — единственная из женщин, которые работали в колхозе. Родители — бывшие оленеводы — ездили на собачьей упряжке. Чтобы ухаживать за животными, Анастасия Ермолаевна окончила зооветеринарный техникум.

Спустя годы она вышла замуж, и вместе с супругом они продолжили дело ее предков. На территории рыболовецкого участка, где жили ее родители, создала родовую общину коренных малочисленных народов Севера «Некуця», что в переводе с ненецкого — «хозяюшка».

За 20 лет Анастасия Ермолаевна обучила своих детей навыкам в рыболовстве, охоте, рукоделии, быту в суровых условиях Севера. Она показывала им, как выделывать оленьи шкуры, шить из них мужские длинные рубахи — малицы, женские шубы — паницы, сапоги — тобоки, пимы. Вместо ниток использовала оленьи сухожилия.

Сейчас ее сыновья и дочь живут в Нарьян-Маре, но часто приезжают за 300 километров в тундру вместе со своими детьми. Внукам Анастасии Ермолаевны приходится проще: они учатся шить только обувь и шапки из шкур лисы и песца. Национальные костюмы надевают на праздники.

Дети вместе с взрослыми ходят на охоту, ловят навагу, камбалу, белую рыбу с помощью невода — рыбу тут же очищают, замораживают, половина улова идет на продажу. По квоте семья Засухиных может заготавливать полтонны рыбы в сезон — с июня по октябрь.

Всей семьей собирают дикоросы в тех местах, куда Анастасия Ермолаевна ходила по грибы и ягоды еще с мамой и бабушкой.

Семья Засухиных давно отошла от кочевого образа жизни, но девушки из родовой общины умеют устанавливать чум: 20 шестов накрывают конусом из брезента и плащевой ткани и используют как летнюю кухню.

Засухины встречаются с представителями других общин округа, чтобы — несмотря на разницу диалектов — пообщаться на национальном языке, участвуют в конкурсе ненецкой песни «Сава сё», что в переводе на русский — «дивная мелодия».

Обучать ненецкому языку и традиционным промыслам Анастасия Ермолаевна планирует не только своих правнуков. Как только они с мужем и детьми достроят на рыбучастке еще одно помещение — запустит свой образовательно-экскурсионный проект для ребят из детского дома в Нарьян-Маре.