О том, как «молодой» бизнес адаптировать к новым условиям и поддержке государства

Назад

В рамках реализации проекта Совета ЕЖФ «Развитие женского предпринимательства» портал ЕЖФ продолжает серию публикаций о креативных предпринимателях.

Генеральный директор мультимедийного издательства Voicebook Евгения Ханоянц рассказала о том, как адаптировала молодой издательский бизнес к новым условиям.

Евгения, расскажите о своем издательстве.
Мультимедийное издательство VoiceBook на протяжении пяти лет выпускает книги-диктофоны, гигантские напольные раскраски, настольные игры для детей и разрабатывает мобильные приложения для телефона. На данный момент в ассортименте более 200 продуктов. Сначала я была единственным сотрудником, а сейчас — в команде более 30 человек.

Что инновационного Вы привнесли в издательский бизнес?
Я придумала книгу-диктофон. Это книга в твердом переплете с твердыми страницами. На каждом развороте прикреплен диктофон для того, чтобы записать голос читающего. Идея такой книги появилась, когда я родила своих дочерей-близнецов, одна из них попала в реанимацию на несколько месяцев и у меня не было возможности быть с ней рядом. Я читала с включенным диктофоном сказки, песни, чтобы подарить малышке ощущение своего присутствия.

Когда Вы начинали, какая ситуация была в индустрии?
Я мечтала сделать что-то интересное для детей и их родителей. Начала с книги-диктофона, потом создала аудио-открытки, музыкальные книги, книги классического формата, гигантские раскраски. Так появилось издательство. Издательский рынок достаточно консервативен, поэтому в момент моего старта «новичков» было мало. Среди крупных игроков рынка происходили слияния, где-то агрессивное перераспределение активов. Тем не менее мне удалось выстоять.

Как вы адаптировались к новым условиям?
Мы идем несколькими путями: сокращение расходов, поиск источников финансирования. Мы принципиально не повышали цены на основные продукты. Пересмотрели ассортимент: расширили линейки товаров повышенного спроса и сократили количество книг, которые стоили выше 1000 рублей. Мы почти отказались от рекламы. Вместо этого заявляем о себе на региональных и городских выставках. Кроме того, опираемся на поддержку государства. Очень помогли отсрочки по кредитным обязательствам и налоговым выплатам за второй квартал, гранты, которые дают перспективным проектам. Надеюсь, что в дальнейшем будут созданы новые инструменты поддержки для малого и среднего бизнеса.

Какие у Вас профессиональные планы?
Я считаю, что любой предприниматель, который не «прогорел» в первые месяцы существования бизнеса — креативен. Нам постоянно приходится решать разноплановые задачи по поиску партнёров, сотрудников, клиентов, развивать команду, привлекать ресурсы. Это всё невозможно сделать без креатива.
Я планирую расширять свое присутствие на рынке. У мультимедийного издательства есть свои преимущества перед обычными за счет диджитал-составляющей. На нее и делаю ставку.