Актуальность
Донорство всегда воспринималось обществом как благородное призвание. Доноры вызывают уважение, ими гордится страна; они дарят другим незаменимое — как бы ни развивалась наука, заместить кровь лабораторными препаратами в данный момент невозможно. Сегодня по-прежнему жизни людей зависят от того, придут ли доноры в отделения переливания крови.
Россиянам исторически свойственна жертвенность и готовность помочь нуждающимся, а женщинам нашей страны присущи терпение и забота. Привлечение общественного внимания к продвижению донорства позволит переосмыслить и по-новому рассмотреть особую роль женщины в этом направлении.
Ежегодно в мире осуществляется около 118,5 миллиона донаций крови, 40% из которых приходится на страны с высоким уровнем дохода, где проживает 16% населения мира.
По состоянию на 2023 год в России насчитывается 1,4 миллионов доноров крови и ее компонентов, общее количество донаций составило 2,8 миллионов (это 2, 4 миллиона литров цельной донорской крови). Россия входит в пятерку стран с развитым безвозмездным донорством крови и ее препаратов, в нашей стране 99% донаций — именно такие.
Согласно данным о гендерных характеристиках доноров, 33% донаций крови в мире обеспечивается женщинами. В России тенденция аналогичная: донорами чаще становятся мужчины (60%), чем женщины (40%).
По состоянию на 2022 год, в России работает 2124 врачей-трансфузиологов, большинство из них — женщины.
В 2022 году Федеральное медико-биологическое агентство России создало и запустило регистр доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток. За 2023 год регистр увеличился почти в 3 раза, сегодня он содержит данные о 334 тысячах доноров. В 3 случаях из 4 удается найти донора для нуждающегося. Сотням пациентов провели трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Россия через площадку Евразийского женского форума задает вектор по созданию активной гражданской общности, основанной на принципах заботы, добра, мира и равноправия. Создание международной женской площадки служит продвижению идей донорства.
Проект призван формировать в российском обществе и на международной арене устойчивый положительный имидж донорства, вовлекать больше соотечественников (в том числе женщин) в популяризацию идей донорства.
Задачи проекта:
- Распространение информации о благородной миссии донорства крови и ее компонентов, в том числе через женские коммуникативные каналы всех уровней.
- Создание в обществе устойчивого восприятия безопасности донорства.
- Рост числа регулярных доноров крови и ее компонентов в России, увеличение числа потенциальных доноров костного мозга в Федеральном регистре доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток.
- Повышение узнаваемости и престижа профессии врача-трансфузиолога и других медицинских работников службы крови, подчеркивание их роли в развитии донорства.
Инструментарий продвижения:
- К деятельности проекта планируется привлекать амбассадоров и лидеров общественного мнения (артисты, политики, известные люди). Важно, чтобы медиаперсоны сами становились донорами, подавали пример.
- Привлечение молодежи, в том числе студентов ссузов и вузов, в донорское движение страны и популяризацию здорового образа жизни. Для того, чтобы вызвать интерес у молодых людей, используются тематические флэш-мобы в социальных сетях, а также плакаты и баннеры, размещенные рядом с учебными заведениями.
- Проведение открытых диалогов, дискуссионных площадок для женщин — организаторов донорского движения, в том числе на законодательном уровне.
- Организация и проведение конкурсов, выставок, посвященных женщинам-донорам, которые внесли большой вклад в развитие донорского движения.
- Привлечение к донорским акциям известных компаний. Например, сеть фастфуда может предоставить донорам бесплатный перекус после процедуры, автомобильная компания — бесплатно заменить масло в машине и/или выполнить балансировку шин, компания по производству натуральных соков — выдать свою продукцию после кровосдачи. Женщин-доноров можно поощрять сертификатом на бесплатную консультацию маммолога в одном из центров ФМБА России.
- Использование атрибутики и сувениров. Например, вручение донорам футболок и термокружек с логотипами Службы крови и ФМБА России.
Одной из ярких акций может стать флешмоб «Донорское сердце»: на большом стенде в виде сердца размещается мозаика из фотографий участниц донорской акции. Для съемки могут использоваться фотобудка или селфи-зеркало. Таким образом, снимки участниц форума складываются в огромное сердце, символизирующее бескорыстие и доброту. А оцифрованная версия остается организаторам на память.
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА (в т.ч. предполагаемые)
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
- Министерство культуры Российской Федерации
- Министерство просвещения Российской Федерации
- Федеральная служба судебных приставов
- Госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», «Ростех»
- Всероссийская политическая партия «Единая Россиия»
- Национальный фонд развития здравоохранения
- ПАО «Транснефть»
- ОАО «РЖД»
- ПАО «ГМК «Норильский никель»
- Общественная палата Российской Федерации
- Союз машиностроителей России
- Российский Красный Крест
- Лидеры России
- Движение Первых
- Российской общество «Знание»
Информационные партнеры:
ТАСС, РИА Новости, RT, Первый канал, ВГТРК, Интерфакс, Российская газета, Соловьев LIVE, Известия, ВКонтакте.
Поощрение участников:
- Повышение общественного статуса участников, в том числе организаций-партнеров.
- Донорские льготы.
- Подарки и сувенирная продукция: футболки, термокружки, игрушки.
- Промо-акции с партнерами.
- Сертификаты на бесплатные консультации в медицинских учреждениях ФМБА России.
Ожидаемый эффект:
- Рост общего числа регулярных и безвозмездных доноров.
- Рост престижа и привлекательности здорового образа жизни.
- Рост числа доноров среди женщин.
- Рост имиджевого ресурса донорства.